Карта сайта  |  Поиск  |  Контакты


Главная  →  Общение  →  52school  →  Наша будущая школа

Наша будущая школа

Администрация школы приглашает принять участие родителей, учителей и учащихся школы в обсуждении вопроса "НАША БУДУШАЯ ШКОЛА".
Что Вы хотели бы увидеть в нашей родной школе?

Просмотров: 3363
 
Иванов Иваныч   28.03.2011 03:42
Включить в школьную программу основы этикета.
Dr.Shell   29.03.2011 21:49
Свободное общение на жестовом языке хотя бы воспитатель-ученик... а позже и учитель-ученик
Выпускник   01.02.2012 13:19
Зачем общение на жестовом языке? Это не школа для глухих. В школе для слабослышащих обязаны научить грамотно говорить.
В.Н. Гаранин   20.03.2012 10:54
Об интернет – сайте школы № 52 и не только о нем…
(в порядке обсуждения)

Активно внедряемые в повседневную жизнь компьютерные коммуникации несомненно расширяют круг общения и образовательные возможности наших детей, повышают информативность и привлекательность самого учебного процесса. В этой связи появление собственного сайта школы – событие столь же знаковое, сколь и необходимое.

В более широком плане обращение наших детей к Интернету, Всемирной паутине, наряду с очевидным расширением информационного поля школьников и созданием предпосылок для их интеллектуального развития, влечет за собой целый ряд поведенческих, психологических и социальных особенностей, требующих, по меньшей мере, адекватной реакции со стороны родителей и самой школы.

Такой вывод очень тесно смыкается с моим убеждением, что в нынешних условиях должны быть пересмотрены сами принципы родительского участия в образовательном процессе, выстраивания их взаимоотношений со школой. Требуются новые подходы и к организации работы самих учителей, методологии обучения и созданию учебных программ. Предлагается обсудить эти темы.

О традиционном родительском участии в школьном образовании.

Испытывая волею судьбы все тяготы родителя, имеющего ребенка – инвалида детства, все больше укрепляюсь во мнении, что сила родительского влияния на положение наших детей, выражаясь современным языком, не активирована. Наше родительское участие в судьбе собственных детей, форма отстаивания их гражданских прав и соцзащиты остается почти традиционной и сводится, главным образом, к личным обращениям в различные медицинские учреждения, органы социальной защиты, управленческие структуры и т.д. Тем самым изначально кричащая, признанная сегодня как системная государственная проблема на родительском уровне сводится к дискретным, локальным просьбам и обращениям, решение которых ограничивается чаще всего интересами отдельных семей или граждан.

Отношение к школе, начиная с советских времен, всегда оставалось потребительским. Государство, провозгласив бесплатное образование детей одним из своих главных социальных завоеваний, на протяжении многих десятилетий опосредованно воспитывало у родителей психологию людей, которые все должны получить от общества, включая и знания для своих детей. Поэтому когда-то появилось и имеет место до сих пор деформированное представление, что именно школа несет главную ответственность за образование наших детей, роль же родителей в лучшем случае заключается в контроле текущей успеваемости и посещении родительских собраний.

Болонский процесс и школьное образование как продукт рынка.

Рынок, принципы болонского процесса, которые сегодня активно внедряются при реформировании российского образования (независимо от того, как к ним относиться), существенно корректируют устоявшееся представление о превалировании творческого и духовного наполнения школьного обучения наших детей. Образование, традиционно снискавшее статус объекта социального обеспечения российских граждан, все зримее приобретает статус рыночного продукта с конкретными потребительскими свойствами. В этих условиях представляется принципиально необходимым появление различных организационно-правовых форм родительского участия в образовательном процессе, позволяющих нам стать не только равноправными, но главными субъектами отношений внутри триумвирата «государство – школа – родители».

Внедряемые в школьную практику прагматизм и формализованные критерии оценки знаний школьников заставляют нас, вместе с учителями, значительно раньше, чем это делалось до сих пор, определиться с профориентацией своих детей, их образовательной квалификацией и программой школьного обучения.

О профориентации.

В профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья, на мой взгляд, будущая профессия должна обязательно выбираться с учетом социальной и общественной реабилитации наших детей на рабочем месте, достижением в различных формах наибольшей степени психологического комфорта и толерантного отношения в коллективе. И хотя отраслевой характер будущей профессии является очевидным, овладение ею уже не должно иметь самоцельного и, уж тем более, самодовлеющего характера.

Недавно довелось присутствовать на заседании педсовета школы, где выступали руководители и просто представители различных московских колледжей. Это была чистой воды реклама учебных заведений, которая, в моем понимании, с профориентацией имеет мало общего. В выступлениях чаще назывались основные специальности подготовки и обозначались перспективы по трудоустройству после окончания колледжей. Вполне узнаваемая ситуация, когда бюджетная организация для сохранения госфинансирования заботится о заполнении учебных мест…

В моем понимании профориентация должна начинаться в школе как можно раньше, лучше с 5-го класса и проводиться именно для школьников, а не только для их родителей, как было на упоминавшемся педсовете. В этой важной работе должна раскрываться собственно профессия, ее место в экономике и в практической жизни людей, с ее плюсами и минусами. И, конечно, при надежном учебно-методическом и методологическом сопровождении.

Тут уместно вспомнить об инициативе нынешнего президента РФ «Наша новая школа», выдвинутой им в одном из Посланий к Федеральному Собранию РФ, и озвученном в ней предложении: для работы в школах привлекать тех, кто способен обеспечить более качественное профильное образование для старшеклассников, включая и специалистов, которые не имеют педагогического образования. Данное предложение, на мой взгляд, кардинальное по своей сути, привносит в общеобразовательный процесс дополнительное, отраслевое содержание, приглашает к участию в нем работодателей – потенциальных потребителей продукта в виде знаний, наполнению этого продукта профессиональными ориентирами и практическими рекомендациями для старшеклассников.

Для детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья мнение и участие родителей в профориентации ребенка, пространство которой весьма ограничено, чаще всего оказываются определяющими. Эффективность и проводящая роль такого участия могут быть усилены рекомендациями практиков, специалистов высшего и среднего профессионального образования.

Среди родителей специалисты обязательно найдутся. Профориентированием должны заниматься люди соответствующих профессий, а не менеджеры по рекламе и пиару. Этим же специалистам целесообразно доверить и написание профессиональных пособий, учебников. Убежден, что их содержание с выразительным представлением собственно профессий может оказаться для наших детей куда интереснее, чем даже некоторые учебники по новейшей истории... О школьном сайте мои рассуждения еще впереди. Здесь же только замечу: в его структуре обязательно должен появиться раздел «Профориентация», желательно со своим администратором.

При оценке и изучении профессиональных интересов школьников нельзя руководствоваться лишь вкусовыми ощущениями типа «нравится – не нравится». Выбор будущей профессии для выпускников школ, а коррекционных в первую очередь, может оказаться выбором судьбы, нередко – и нашей собственной. Поэтому школа, вместе с родителями и врачами-психологами, с учетом выявленной склонности учащегося к тем или иным учебным дисциплинам, должна выработать индивидуальную шкалу тестов для формирования профессиональных ориентиров.
Об индивидуальных программах и инклюзивном образовании.

Необходимость индивидуального подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья лично для меня столь очевидна, что не требует никаких подтверждений. Сегодня для этого нет даже формальных запретов. И все же, для убедительности, снова сошлюсь на инициативу президента РФ Д.А. Медведева «Наша новая школа», чтобы выделить в ней то место, где говорится о самостоятельности общеобразовательных школ…

Для наших детей индивидуальный подход к обучению является ключевым и объективно необходимым. Он обусловлен прежде всего ограниченными возможностями здоровья конкретного ребенка и формированием на этой основе направлений их индивидуального предметного обучения, укрепления физического и психического состояния, развития умственных способностей и профессиональных наклонностей. Но собственно программы школьного обучения для них недостаточно. Ее целесообразно сблокировать с Индивидуальной программой реабилитации инвалида, которая выдается сегодня нашим детям федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы при очередной аттестации и имеет достаточно абстрактный характер. То есть, вместо двух параллельных индивидуальных программ должна появиться одна: Комплексная индивидуальная программа школьного образования и социальной реабилитации.

Ориентированные на критерии массовых контрольных испытаний знаний, комплексные индивидуальные программы могут оказаться не только надежной маршрутной жизненной картой для детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, но и своего рода пособием поведенческой культуры родителей по воспитанию и образованию детей. По себе лично знаю, насколько это необходимо.

И еще одно замечание здесь уместно сделать. В человеческой природе инвалиды всегда были и, к большому сожалению, будут. Сложность этой проблемы усиливается еще и тем, что она связана с имеющимися серьезными деформациями в общественном сознании, низкой внутренней
и поведенческой культурой наших граждан (особенно детей), отсутствием продуманной, хорошо выверенной в идеологическом плане воспитательной политики. Не потому ли появляются все чаще призывы к толерантности, т.е терпимости самих детей по отношению к таким же детям, но только с ограниченными возможностями здоровья, что уже само по себе носит ущербный характер?

Другая крайность – инклюзивное (интегрированное) образование, приверженцем которого выступало прежнее руководство Департамента образования Москвы. Сама идея поместить отдельных детей-инвалидов в неподготовленную среду массовой школы без должного педагогического, учебно-методического и социального сопровождения мне всегда представлялась попыткой «размазать» остроту проблемы, спрятать ее за благостные отчетные показатели.

Приобретение новых и тем более специальных знаний, по моему мнению, объективно не может быть полем для инклюзивного обучения наших детей, тем более, по программам массовых школ. Для интеграции существуют и должны разрабатываться другие, в большинстве случаев внешкольные формы человеческого общения и поведенческой культуры. Образовательный же процесс должен выстраиваться исключительно по индивидуальным программам, на что, собственно, и ориентирует государственная программа «Доступная среда».

В предстоящей модернизации системы педагогического образования, наряду с повышением профессиональных компетенций учительского состава школ, актуализируется вопрос и о повышении квалификации родителей учеников. Полученный ими в свое время багаж знаний быстро устаревает и его часто хватает лишь на текущий контроль за выполнением ребенком заданий учителя. Организация в школах специальных методологических семинаров для родителей может оказаться в этом плане хорошим подспорьем.

Конечно, предлагаемую масштабную работу школе самой не осилить. Здесь требуются непосредственное организующее, заинтересованное участие и финансовая поддержка Департамента по образованию города Москвы. Создание и обеспечение условий жизнедеятельности и образования детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья столичная власть должна рассматривать как специализированную отрасль социальной ветви городской экономики, различных инфраструктурных частей городского хозяйства, культурной и спортивной жизни города.

Инициировать же эту работу предстоит прежде всего нам, родителям, консолидировав свое участие в обучении своих детей в конкретных организационно-правовых формах с приобретением реальных, а не мнимых полномочий.

О родительской консолидации.

Конституционно дети – инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья наделены всеми теми правами, что и другие граждане Российской Федерации. К счастью, за последние годы немало сделано для того, чтобы переломить традиционный подход к этим детям как простому социальному недугу российского масштаба, публично признать наличие огромных сопутствующих проблем в этой области и даже сделать какие-то конкретные шаги по их разрешению. Здесь можно вспомнить об уже упоминавшейся инициативе президента РФ Д.А. Медведева «Наша новая школа», о государственной программе «Доступная среда», различных гражданских форумах и общегородских интернет-собраниях в рамках Года равных возможностей в Москве и т.д.

В своей программной статье «Строительство
справедливости. Социальная политика для России» («Комсомольская правда», 13.02.2012) В.В. Путин уже на ближайшие годы ставит задачу «создать систему, которая помогала бы каждому инвалиду, способному и желающему обучаться и работать – найти свою образовательную и профессиональную траекторию жизненного роста. От специализированной образовательной программы – до адаптированного к его специальным потребностям рабочего места».

Общим для этих и других социально-ориентированных мероприятий в отношении детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья является одно очень важное и принципиальное упущение – в них отсутствует консолидированное родительское мнение, их активное предметное участие в проводимых мероприятиях и реализуемых программах. Диапазон организационных форм такой консолидации чрезвычайно широк – от Управляющего совета школы до законодательных инициатив на муниципальном (федеральном) уровне или даже создания собственной партии… Конкретные организационные формы участия необходимо использовать прежде всего для того, чтобы быть услышанными властью, чиновниками и т.д., в более широком плане - создать эффективную и надежную модель общественно – государственного сотрудничества в разрешении системных национальных проблем.

Начать же предлагаю непосредственно с проблем школы № 52, где учатся наши дети. Создание школьного сайта уже в ближайшей перспективе должен предоставить нам хорошую возможность познакомиться, обменяться мнениями и выработать общую позицию по большинству вопросов, связанных с образованием и воспитанием наших детей. Пока же хочу поделиться своими первыми впечатлениями о сайте.

О сайте школы № 52.
Создание полноценного интернет – сайта школы считаю сегодня задачей № 1.

Во-первых, с созданием сайта создается широкое поле взаимного общения между родителями и учителями, между школьниками и учителями и, наконец, между самими школьниками и между самими родителями. В этом случае открывается уникальная возможность получить дополнительный и очень эффективный ресурс коммуникаций для наших детей, повышения их образовательного потенциала, оперативного получения необходимой информации.

Для коррекционного образования принципиально важно, что с созданием сайта открываются реальные, а не мнимые (как при инклюзиве) интегративные возможности обучения наших детей, их профессиональной ориентации и социальной реабилитации. На этом пути мы быстрее реализуем свои давнишние намерения об индивидуальном и дистанционном обучении.

Конечно, в сказанном выше пока больше намерений, чем реальных условий, поскольку создание интернет-сайта щколы – лишь в начале пути. Поэтому мои следующие суждения и предложения могут оказаться полезными.

В любом случае дальше намерений не продвинуться, если не будет надежной материальной базы. Приобретение компьютеров, собственного сервера, другого оборудования – прежде всего. Недавно Мэр Москвы публично заверил, что все московские школы в марте 2012 будут оснащены компьютерами. Как бы нам в этот процесс успеть попасть... Большую надежду возлагаю здесь на очень мною любимую Людмилу Семеновну Шакирову. Ее практический опыт, авторитет и связи в Москве могут очень помочь в этом вопросе

Администратор сайта – ключевое звено в обеспечении продуктивной работы сети. Кроме знания собственно техники, здесь требуются профессиональная редакторская работа, широкий информационный кругозор.

Представляется, что с этой работой мог справиться кто-то из специально приглашенных специалистов, но не исключаю, что кто-то из учителей или тех же родителей здесь мог бы проявить себя.

О структуре и наполнении сайта. Сайт не должен заполняться второстепенными или, тем более, «проходными» материалами. Нельзя забывать.о его основной роли как поля общения учителей, родителей и школьников.

Главная страница, представляющая школу, должна достаточно выразительно рассказать посетителю сайта о ее Миссии, основных уставных целях и задачах в увязке со стратегией московского образования. Сайт обязательно должен быть динамичным, откликаться на проблемы наших детей сегодняшнего дня.

Например, громкие происшествия с подростками, покончившими жизнь самоубийством, всколыхнули всю Москву, но почему-то не психологов из нашей школы. На сайте на долгое время «зависла» их совершенно абстрактная лекция о существующих формах родительского авторитета… Вообще, создалось впечатление, что у нас работают психологи-совместители. Иначе чем объяснить их дежурное приглашение к родителям (как на приеме к врачу в районной поликлинике) обращаться в случае необходимости, даже номер телефона дали на этот случай. От штатных психологов школы сегодня, может быть как ни от кого, требуется подробное знание каждого ученика школы, его психики и душевного настроя при посещении школы. Сигналы родителей могут нередко запаздывать с принятием необходимых мер, здесь нужны прежде всего профессиональные наблюдения специалистов и, конечно, постоянная профилактика подобных случаев, о которых я упомянул выше. Без личного соучастия в судьбе каждого ученика, который требует психологической поддержки и защиты, работа данных специалистов представляется непродуктивной. Пусть не в качестве упрека, но все же считаю необходимым заметить - я серьезно рассчитывал на живое участие психологов в моральной поддержке моего сына в связи с нашей с ним недавней семейной трагедией…

Электронный дневник. Считаю эту страницу сайта одной из важнейших. Причем, не только для родителей, для всех: учителей, родителей, самих учеников. Здесь родители могут почерпнуть самую оперативную и достоверную информацию, проследить за оценками своего ребенка и даже познакомиться с их мотивацией (в колонке «Комментарии»). Вместе с табелем и графиком успеваемости картина может оказаться достаточно полной. Во всяком случае, эти два месяца 2012 г. я достаточно внимательно смотрел электронный дневник, и у меня возникли совершенно конкретные впечатления, с которыми хочу поделиться.

Прежде всего, ощущается, что к пользованию дневником не готовы пока сами учителя. Этот вывод тем более досаден, если учесть, что для них это не факультативное занятие, а обязательное требование. До сих пор большинство учителей просто не заполняет соответствующие разделы дневника: нет тем уроков и домашних заданий, оценки проставляются явно с запозданием, а по многим предметам их просто нет (!). Чтобы не быть голословным, отмечаю: по состоянию на 24 февраля мой сын в электронном дневнике не аттестован по семи (!) предметам. Не очень понимаю в этом случае самих учителей: оценки учеников – это не только уровень их успеваемости, но и зеркало работы самих педагогов. Не выставляя в течение половины четверти оценок, как можно в этом случае оценить свою собственную работу?! Умышленно не называю конкретные предметы и фамилии учителей (они узнают себя в данном случае сами), поскольку понимаю трудности начала процесса, который называется интернет-сайт. Есть среди этих трудностей и чисто психологические, особенно у ветеранов школьного образования. Я их прекрасно понимаю, но, что называется, жизнь заставляет…

Коммуникационные возможности Интернет-сайта школы существенно расширяют информационное поле практически по каждому предмету, позволяют учителям в рамках учебной программы расширить познавательные возможности учеников, создавая нетрадиционные и даже альтернативные формы их обучения и уделяя значительное внимание умению пользоваться различными информационными источниками, справочной литературой. Без этого сегодня очень трудно продвинуться по пути приобретения устойчивых знаний.

И последнее. Высказанные здесь суждения, конечно же, не претендуют на безусловную истину, хотя и возникли не на пустом месте. Более того, часть моих выводов сделана на примерах своего ребенка и его одноклассников, не отражая весь спектр проблем (прежде всего здоровья) других детей нашей школы.

Создание сайта школы оказалось хорошим поводом и приглашением к большому и обстоятельному разговору учителей, родителей и самих учеников, всех тех, кто искренне заинтересован в успехах нашей школы, сохранении ее лучших традиций и качественном обновлении. Работу социальных лифтов, о которой сегодня немало говорят, мы напрямую связываем с судьбой собственных детей, своей личной судьбой. Мы должны сделать все, чтобы стать полноправными пассажирами такого лифта, а не преодолевать по-прежнему ступень за ступенью лестницу проблем, ведущую вверх.

В.Н. Гаранин, председатель Управляющего совета ГБОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида № 52, кандидат технических наук, доцент.

 
Написать
Имя (обязательно) :
Email (не показывается) (обязателен) :
Сообщение :

 

 

 

 

© Государственное бюджетное образовательное учреждение специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат II вида № 52. (ГБОУ СКОШИ № 52)
2010-2014. Все права защищены.